Туристско-краеведческий проект «Прибайкалье экскурсионное»
01 марта 2018

Туристско-краеведческий проект «Прибайкалье экскурсионное»

Кафедра туризма факультета сервиса и рекламы Иркутского государственного университета подвела итоги очередного этапа туристско-краеведческого проекта «Прибайкалье экскурсионное», в котором приняли участие школьники 10−11 классов, учащиеся лицеев и колледжей городов и поселков Иркутской области. Цель проекта: выявление одаренной молодежи и формирование кадрового потенциала для научно-исследовательской, технологической и предпринимательской деятельности. Научно-исследовательские, творческие и практические работы участвовали в конкурсе по следующим номинациям: «История моей малой родины», «Мой любимый уголок», «Легенды, тайны и предания «земли иркуцкой», «История семейных реликвий», «Загадки знакомых названий», «Юный гид-экскурсовод», «Большие прогулки в Большую Природу», «Байкальские выходные». Работа экспертов, преподавателей и студентов кафедры туризма, позволила выделить лучшие проекты по каждой из вышеперечисленных номинаций. Мы попросили представить итоги проекта доцента кафедры туризма Матвееву Любовь Федоровну. Она поблагодарила всех участников проекта и их научных руководителей и прокомментировала содержание лучших работ, отмеченных дипломами победителей. 1 место в номинации «История семейных реликвий» занял проект «Исторические документы семейных архивов — «немые свидетели» исторической эпохи», который подготовил Мандрыгин Александр, учащийся третьего курса (11 класс) социально-гуманитарного профиля МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское. Руководители: Бубнова Неля Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 1»; Кузнецова Елена Владимировна, учитель русского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 1». Цель работы: воссоздание исторических этапов жизни страны через анализ документов, принадлежащих семейным архивам. Этот проект получил самую высокую оценку экспертов. Системный подход в документоведении позволил Александру Мандрыгину комплексно исследовать каждый документ или вид документов. Новизна и практическая значимость исследования в том, что изучены и классифицированы документы, принадлежащие разным историческим эпохам. 2 место в номинации «История семейных реликвий» занял проект «Война в жизни моей семьи», который подготовила ученица 9 «б» класса МБОУ «Осинская СОШ № 1» Булашкинова Валентина Юрьевна. Руководитель - Береговых Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания. В работе приводится биографическое исследование жизни родственников — участников Великой Отечественной Войны и тружеников тыла. Особую ценность представляют архивные документы и воспоминания живых свидетелей. Проект Валентины Булашкиной получил высокую оценку экспертов. 1 место в номинации «Юный гид-экскурсовод» занял проект «Исторический путеводитель по православным храмам Усольского района», который подготовила Казаринова Валерия Игоревна, обучающаяся второго курса (10 класса) социально-гуманитарного профиля МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское. Руководители: Бубнова Нэля Владимировна и Кузнецова Елена Владимировна. Автор подчеркивает актуальность исследования: история православных храмов и церквей Усольского района удивительна и интересна. Именно вокруг церквей формировались села, поселки, города. Православные храмы и церкви — это памятники культуры, истории, архитектуры. История церквей Восточной Сибири насчитывает более 350 лет. В 1796 году на территории Иркутской епархии насчитывалась 182 церкви. В начале ХХ века на территории будущего Усольского района находилось 12 храмов. Работа сопровождается иллюстрациями ныне действующих и исчезнувших храмов Усольского района и является чрезвычайно познавательной. Эксперты дали высокую оценку проведенному Казариновой Валерией исследованию. 1 место в номинации «Большие прогулки в Большую Природу. Маршруты выходного дня» занял проект «Золотые пески Братского водохранилища», который подготовил Низамутдин Илья, учащийся 10 класса МБОУ «Осинская СОШ № 2». Руководитель проекта — Низамутдина Наталья Петровна, учитель географии 1 квалификационной категории. В работе представлен Паспорт учебного проекта, практическая цель (создание виртуальной обзорной экскурсии, дающей общее представление о рекреационных ресурсах «Золотые Пески» на берегу Братского водохранилища); рассмотрены перспективы развития рекреационной местности и вопросы организации туристско-рекреационной деятельности на берегах Братского водохранилища. Работа Низамутдина Ильи оставила благоприятное впечатление у экспертов: полностью выдержана структура научно-исследовательской работы, в заключении представлены результаты проектной деятельности и апробация проекта. 1 место в номинации «История моей малой родины» занял проект «Архитектурное «лицо» города Усолье-Сибирское в разные исторические периоды», который подготовила Сухая Анастасия Михайловна, учащаяся второго курса социально-гуманитарного профиля МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское. Руководители: Бубнова Нэля Владимировна и Кузнецова Елена Владимировна. Актуальность темы обусловлена тем, что в 1990 году постановлением Министерства культуры и Центрального Совета ВООПИК город Усолье-Сибирское отнесен к категории исторических городов. Это обязывает усольчан сохранять историко-культурное наследие города, в котором воплощены трудовые дела, мастерство и красота, дух времен былых и настоящих. По гипотезе автора, в связи с разрушением исторических объектов города происходит утеря ценной информации, сохраняющей историю развития строительства города, которая имеет огромное значение для его жителей. Разрушенные здания, исчезнувшие памятники архитектуры унесут за собой целые эпохи, и этого не вернуть. Проект Анастасии Сухой получил высокую оценку экспертов. 2 место в номинации «История моей малой родины» занял проект «Удивительное село Бельск ‑ родина моих предков», который подготовила Лохова Анастасия Андреевна, учащаяся 11 класса социально-гуманитарного профиля МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское. Руководители проекта Бубнова Нэля Владимировна и Кузнецова Елена Владимировна. Автор отмечает, что в наше время мало кто знает историю своей семьи, историю прошлого своих предков, откуда они, как жили, чем занимались. Чтобы узнать все это, необходимо обратиться к самому старшему поколению в своей семье, пока есть такая возможность, ведь пожилые люди уходят из жизни. Каждый человек оставляет своеобразный след в истории своего рода. Одни люди были богатыми и известными, совершали подвиги, участвовали в войнах, а другие жили спокойной и тихой жизнью. Человеку, которому интересна своя жизнь, будет интересна и жизнь своих прадедов и прабабушек. Эксперты отметили актуальность и востребованность идеи проекта, социальную направленность. Также 2 место в номинации «История моей малой родины» занял проект «История села Оса», который подготовила Береговых Анна, ученица 9 «б» класса МБОУ «Осинская СОШ № 1». Руководитель — Береговых Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания. В работе приводится историческая справка, дается описание Осинского района в годы ВОВ, в послевоенные годы; характеристика современной Осы, где главное богатство — люди. Официально Осинский район — самый молодой в Усть-Ордынском Бурятском округе, он был образован 11 февраля 1944 г. В то же время Осинская слобода упоминается еще в ежегодном отчете Николаевской церкви Балаганского округа Идинской волости в 1645 году. Оса сегодня — перспективное село, где развитие инфраструктуры ведет к стабильности и улучшению качества жизни жителей села. Эксперты отметили высокую познавательную значимость и социальную направленность работы. 3 место в номинации «История моей малой родины» занял проект «Оставил имя на память в истории города Усолье-Сибирское», который подготовила Мурашева Кристина Юрьевна, учащаяся третьего курса (11 класс) МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское. Руководители: Бубнова Нэля Владимировна и Кузнецова Елена Владимировна. В задачи исследования входило проведение поисковой работы по сбору исторических сведений, публикаций о событиях, связанных с меценатами города Усолье-Сибирское; сбор информации о биографии, исторических событиях, связанных с меценатом Пономаревым. Эксперты отметили актуальность, востребованность идеи и творческий подход в решении задач. 1 место в номинации «Мой любимый уголок» занял проект «Мой любимый уголок Осинского района», который в форме эссе подготовил ученик 10 «Б» класса МБОУ «Осинская СОШ № 1» Шулунов Андрей Иннокентьевич. Руководитель: Габагуева Лидия Ильинична. Автор пишет, что Осинский район в силу уникального природного ландшафта (лесостепная зона) обладает целым комплексом удивительных мест, обладающих магией притяжения для самых взыскательных туристов. Не случайно на гербе района изображены ключевые символы: колосья пшеницы (развитое сельское хозяйство), лес (основная отрасль промышленности), вода (Братское водохранилище) — жемчужина края. Особой гордостью считается конный спорт. Для тех, кто интересуется экотуризмом, в Осинской долине много сакральных и священных мест, представляющих интерес для тех, кто хочет прикоснуться к древней религии человечества — шаманизму. Ведь жизнеутверждающая философия шаманизма очень привлекательна — создавай семью, увеличивай потомство, береги природу! Эссе дополнено презентацией на тему «Туризм в Осинском районе как фактор социально-экономического развития». Проект получил высокую оценку экспертов. Оргкомитет проекта благодарен всем участникам и их научным руководителям за активное участие в конкурсе работ, популяризации краеведческих знаний, укреплении профессионального интереса к экскурсионному делу и рекреационно-туристской деятельности!
Работы победителей можно просмотреть по ссылке:
https://cloud.mail.ru/public/926Q/QHjymvSq3
Координатор проекта, доцент кафедры туризма Рудакова Н.В.