Методические материалы
Правила написания научно-исследовательской статьи и квалификационной работы


Соотношение компонентов дедуктивно-номологической модели предсказания/объяснения, разделов статьи, описывающей эмпирическое исследование, и разделов квалификационной работы, описывающей эмпирическое исследование

Дедуктивно-номологическая модель предсказания/объяснения Статья, описывающая эмпирические исследования Квалификационная работа (курсовая, диплом, магистерская или кандидатская диссертация)
Служебные разделы, которые оформляются после того, как написан основной текст (см. ниже)
Название (соответствует цели исследования, в которой зафиксирован тип исследования) – не более 12 слов
Автор (авторы) — фамилия, имя отчество, ученая степень, занимаемая должность, место работы, e-mail
Аннотация: 120 слов; содержит цель исследования, описание участников исследования, методики, результатов исследования, выводов.
Ключевые слова: 5 – 10 основных терминов, без которых содержание работы не может быть понято (порядок – от наиболее общих, соответствующих проблеме, к описанию участников исследования, методик). 
Титульный лист
Название учреждения, где выполнялась работа
Название работы (соответствует цели исследования в которой зафиксирован тип исследования) – не более 12 слов
Фамилия, имя и отчество автора
Ученая степень, ученое звание, фамилия, имя и отчество научного руководителя
Вид работы (курсовая, диплом, диссертация)
Город и год
Содержание (перечень всех разделов с указанием страниц.
Аннотация: 120 слов; содержит цель исследования, описание участников исследования, методики, результатов исследования, выводов.
Ключевые слова: 5 – 10 основных терминов без которых содержание работы не может быть понято (порядок – от наиболее общих, соответствующих проблеме, к описанию участников исследования, методик).Введение (5%)
Выделяются следующие обязательные подразделы:
— Актуальная психологическая проблема, в контексте которой проведено исследование
— Теоретическая гипотеза.
— Цель (фиксирует тип исследования).
— Альтернативы исследовательской гипотезы.
— Задачи исследования.
— Обоснование применения определенных методик.
— Предмет исследования.
— Объект исследования.
— Актуальность исследования.
— Новизна исследования.
— Теоретическая значимость.
— Практическая значимость.Для кандидатских диссертаций выделяется специальный подраздел «Положения, выносимые на защиту» (2-3 положения, в которых реконструированные в работе факты представлены в форме законоподобных суждений (обобщений, закономерностей), т.е. так, как они могут быть включены в эксплананс для новых работ).Для кандидатских диссертаций обязательны специальные подразделы, которые приводятся в Автореферате:
— Методы исследования
— Апробация результатов исследования
— Структура и объем
Основные разделы Основные разделы
Эксплананс
Эксплананс 1
Введение (15%) (не выделяется специальным заголовком).
— Актуальная психологическая проблема, в контексте которой проводится исследование
— Краткий, но полный обзор литературы
— Теоретическая гипотеза.
— Цель (фиксирует тип исследования).
— Альтернативы исследовательской гипотезы.
— Обоснование применения определенных методик.
— Задачи исследования.
— Предмет исследования.
— Объект исследования.
— Актуальность исследования.
 
Глава 1. Критико-аналитический обзор литературы (должно быть содержательное название) (30%).
(Введение)
— Актуальная психологическая проблема, в контексте
которой проводится исследование.
— Цель обзора литературы.
— Гипотеза обзора литературы.
— Задачи обзора литературы.
(Результаты)
Число подразделов обзора равно числу задач обзора,
названия подразделов обзора могут быть
согласованы с содержанием задач.
— История проблемы (краткая, но полная!).
— Основные направления исследований.
— Определения основных конструктов.
— Возможность операционализации конструктов.
— Основные методики.
— Основные результаты.
(Обсуждение результатов)
— Формулируются основные результаты анализа литературы.
— Устанавливается их соответствие гипотезе и цели обзора.
Выводы из Обзора литературы:
(их число равно числу задач обзора – они характеризуют современное состояние проблемы).
На основании выводов формулируются:
— Теоретическая гипотеза исследования.
— Цель эмпирического исследования
(фиксирует тип исследования).
— Исследовательские гипотезы (содержательные альтернативы) эмпирического исследования.
— Задачи эмпирического исследования.
— Предмет (эмпирического) исследования.
— Объект (эмпирического) исследования.
— Актуальность (эмпирического) исследования.
Эксплананс 2 Методика (30%).
— Участники исследования.
— Процедура исследования.
— Использованные методики и аппаратура.
— Показатели (способ регистрации показателей).
— Переменные.
— Статистические гипотезы.
— Статистические критерии.
— (Описание для моделирования)
Глава 2. Методика (20%).
— Участники исследования.
— Процедура исследования.
— Использованные методики и аппаратура.
— Показатели (способ регистрации показателей).
— Переменные.
— Статистические гипотезы.
— Статистические критерии.
— (Описание для моделирования)
Экспланандум Результаты (40%).
Раздел «Результаты» содержит число подразделов, равное числу задач (которые, как правило, соответствуют числу использованных методик); заголовки подразделов должны соответствовать содержанию задач.
В каждом подразделе выделяются фрагменты, представляющие, в соответствии с целью, гипотезами и задачами исследования:
— описательные статистики анализируемых переменных;
— классификации изучаемых явлений, объектов, событий, переменных;
— сравнения величин переменных;
— оценки сопряженности (связи) переменных;
— описание динамики переменных;
— отношение к статистическим гипотезам (какая из альтернатив отвергается — Н1 или Н0).
Если исследование включает несколько серий (связанных с несколькими целями, multiple research), то в этом случае допускается после каждой исследовательской серии приводить локальное обсуждение результатов.
Глава 3. Результаты (30%) (Глава должна иметь содержательное название).
Раздел «Результаты» содержит число подразделов, равное числу задач эмпирического исследования (которые, как правило, соответствуют числу использованных методик); заголовки подразделов должны соответствовать содержанию задач.
В каждом подразделе выделяютсяобязательные фрагменты, представляющие, в соответствии с целью, гипотезами и задачами исследования:
— описательные статистики анализируемых переменных;
— классификации изучаемых явлений, объектов, событий, переменных;
— сравнения величин переменных;
— оценки сопряженности (связи) переменных;
— описание динамики переменных;
— отношение к статистическим гипотезам (какая из альтернатив отвергается — Н1 или Н0).
В кандидатских диссертациях может быть несколько исследовательских серий со своими задачами, но которые соответствуют одной цели и субординированы по отношению к ней. В этом случае допускается после каждой исследовательской серии приводить локальное обсуждение результатов.
Экспликатус
Объяснение, Реконструкция факта.
Обсуждение результатов (10%)
— Дается краткая формулировка основного результата (в терминах переменных).
— Приводятся доказательства неартефактности результатов (доказывается репрезентативность, надежность, валидность процедуры измерения).
— Полученные результаты сопоставляются с результатами других исследований (со сходными по ключевым моментам процедурами измерения, которые могут не включать сходство цели и теоретической гипотезы) для выявления их соответствий и/или противоречий.
— Логически обосновывается отношения кисследовательской гипотезе, т.е. указывается то, какая из альтернативотвергается, а какая – остается для дальнейших фальсификаций (если оставаться в логике подтверждения, то возможен артефактный вывод вследствие предвзятости отношения к альтернативам, которые входят в исследовательскую гипотезу).
— Определяется соответствиенеотвергнутой альтернативы и цели исследования (которая определяет тип исследования в терминах свойств объекта исследования (или переменных)), доказывается актуальность исследования, которая была заявлена во Введении (т.е. степень продвижения в решении актуальной психологической проблемы). После этого осуществляется переход от свойств объекта исследования к атрибутам предмета исследования. Здесь дается формулировка реконструированного факта.
— Проводится сопоставлениереконструированного факта с другими возможными, в том числе и конкурирующими, объяснениями полученных результатов и приводятся доказательства наибольшего правдоподобия того объяснения, которого придерживается автор. Это соответствует уровню теоретической гипотезы.
В том случае, если работа включает несколько исследовательских серий, в данном разделе проводится общее обсуждении результатов, интегрирующее результаты всех исследовательских серий.
На основании этого формулируются:
— новизна исследования,
— теоретическая значимость,
— практическая значимость,
— Заключение — может быть отдельным заключительным фрагментом Обсуждения результатов, в котором содержатся предположения о возможных следствиях проведенного исследования и формулируются возможные цели и/или гипотезы для следующих работ.
В Заключении можно подняться до уровня более дифференцированной формулировки теоретической гипотезы для того, чтобы:
— конкретизировать формулировку теоретической гипотезы – этот пункт сопоставим с формулировками теоретической и практической значимости работы;
— сформулировать цели и гипотезы для следующего этапа исследования;
— или сделать и то, и другое.
«Введение» и «Обсуждение результатов» должны содержать лишь частично пересекающиеся наборы источников литературы
Выводы (5%).
Число выводов равно числу задач плюс один вывод – формулировка цели или гипотезы для следующего исследования.
Глава 4. Обсуждение результатов (10%)
— Дается краткая формулировка основного результата (в терминах переменных).
— Приводятся доказательства неартефактности результатов (доказывается репрезентативность, надежность, валидность процедуры измерения).
— Полученные результаты сопоставляются с результатами других исследований (со сходными по ключевым моментам процедурами измерения, которые могут не включать сходство цели и теоретической гипотезы) для выявления их соответствий и/или противоречий.
— Логически обосновывается отношения кисследовательской гипотезе, т.е. указывается то, какая из альтернативотвергается, а какая – остается для дальнейших фальсификаций (если оставаться в логике подтверждения, то возможен артефактный вывод вследствие предвзятости отношения к альтернативам, которые входят в исследовательскую гипотезу).
— Определяется соответствиенеотвергнутой альтернативы и цели исследования (которая определяет тип исследования в терминах свойств объекта исследования (или переменных)), доказывается актуальность исследования, которая была заявлена во Введении (т.е. степень продвижения в решении актуальной психологической проблемы). После этого осуществляется переход от свойств объекта исследования к атрибутам предмета исследования. Здесь дается формулировка реконструированного факта.
— Проводится сопоставлениереконструированного факта с другими возможными, в том числе и конкурирующими, объяснениями полученных результатов и приводятся доказательства наибольшего правдоподобия того объяснения, которого придерживается автор. Это соответствует уровню теоретической гипотезы.
В том случае, если работа включает несколько исследовательских серий, в данном разделе проводится общее обсуждении результатов, интегрирующее результаты всех исследовательских серий.На основании этого формулируются:
— новизна исследования,
— теоретическая значимость,
— практическая значимость,
— Заключение — может быть отдельным заключительным фрагментом Обсуждения результатов, в котором содержатся предположения о возможных следствиях проведенного исследования и формулируются возможные цели и/или гипотезы для следующих работ.
В Заключении можно подняться до уровня более дифференцированной формулировки теоретической гипотезы для того, чтобы:
— конкретизировать формулировку теоретической гипотезы – этот пункт сопоставим с формулировками теоретической и практической значимости работы;
— сформулировать цели и гипотезы для следующего этапа исследования;
— или сделать и то, и другое.
Критико-аналитический обзор литературы и Обсуждение результатов должны содержать лишь частично пересекающиеся наборы источников литературы
Выводы (5%)
Число выводов равно числу задач плюс один вывод – формулировка цели или гипотезы для следующего исследования.
Как правило, диссертационные работы включают несколько исследовательских серий, поэтому изложение выводов занимает несколько страниц.Благодарности и признательность тем, кто помогал выполнению работы.
Указание организаций и фондов, которые финансировали проведение исследований.Список литературы.
Все источники (в алфавитном порядке), которые были использованы при написании текста и на которые даны ссылки в тексте; сначала русскоязычные, затем — иностранные.
Приложение.
Раздел может включать:
— подробное описание методик, если они новые, к примеру, полный текст опросника;
— «сырые» данные, например — протоколы, детские рисунки, сводные таблицы, которые необходимы для понимания сути работы, но которые увеличивают основной текст.
Рисунки, таблицы, подписи к нимвключаются в текст «Методики» и «Результатов».