664033 г. Иркутск,
ул. Лермонтова 126,
6-й корпус ИГУ
С 20 по 28 сентября 2018 года кафедра туризма факультета сервиса и рекламы провела «Неделю науки» для студентов направления «Туризм» и «Гостиничное дело». В числе основных научных направлений — рекреация, экскурсионное дело, маркетинг, инновационные технологии в туризме, международные образовательные программы. Мероприятие включало в себя участие в работе Байкальского международного экологического водного форума на базе выставочного комплекса «СибЭкспоЦентр» (20 — 21 сентября), семинар «Инновации и бизнес-модели в туризме», конкурс научно-исследовательских работ «Современные инновационные технологии в музейном и экскурсионном деле», конкурс авторских экскурсий по Байкальскому региону, конкурс научно-исследовательских работ «Туристско-рекреационные ресурсы территорий и их оценка», круглый стол «Особенности межкультурной коммуникации в рамках международной стажировки на зарубежных предприятиях сферы туризма и гостеприимства», конкурс докладов «Современные приемы самомаркетинга в сфере туризма» и круглый стол, посвященный проблемам устойчивого развития туризма и экотуризма в Байкальском регионе. Лучшие работы будут представлены на научных мероприятиях межрегионального уровня, Межрегиональной молодежной научно-практической конференции в рамках празднования 100-летия ИГУ «Развитие туризма и рекреации в Байкальском регионе» (23.11.2018) и ежегодной факультетской научно-практической студенческой конференции. II Байкальский международный экологический водный форум (БМЭВФ) собрал около тысячи участников из 32 стран. На выставке форума было представлено 75 экспозиций с достижениями российских и зарубежных производителей в области инновационных технологий очистки воды, сферах управления отходами, эко-мониторинга, лечебно-оздоровительного туризма, транспорта. В рамках программы «ЭКО-Поколение» прошел конкурс образовательных и просветительских проектов, где приняли участие преподаватели кафедры туризма доценты Е.Б.Говорухина, Н.С.Панкеева, Л.Ф.Матвеева. Их проекты вошли в двадцатку лучших среди пятидесяти работ, представленных на конкурс. На семинаре «Инновации и бизнес-модели в туризме» с научным докладом на тему «Современные бизнес-модели в туризме» выступил руководитель секции доцент кафедры туризма, кандидат экономических наук, доцент Д.В. Колпакиди В ходе обсуждения доклада поднимались вопросы взаимосвязи теории инновационно-циклического развития экономики Шумпетера-Кондратьева и развития туризма, появление новых бизнес-моделей в экономике, влияние конкретных инноваций на развитие туризма. С докладами выступили студенты 4 курса — Анастасия Бормотова («Система „Умный дом“ в гостиничном бизнесе»), Анастасия Дейко («Инновационные технологии в обеспечении безопасности гостиничного бизнеса»), Галина Кузнецова «Новые виды туризма: военный туризм в России»). В рамках Недели науки на кафедре туризма под руководством доцента М.М. Журавлевой был проведен конкурс докладов «Современные приемы самомаркетинга в сфере туризма». Самомаркетинг необходим в разных сферах деятельности, в особенности при формировании профессиональных компетенций. В результате подготовки и обсуждения докладов и презентаций студенты знакомились с методами и инструментами самомаркетинга. Активное участие в подготовке работ на конкурс приняли студенты 3 курса направления подготовки «Туризм». Лучшими были признаны работы Марины Винниченко «Познание иноязычной речи», Кристины Вольф «Творчество или скрытый потенциал», Марии Холомянской «Туризм в моей жизни», Алены Сапрыгиной «Спорт через всю жизнь». Для студентов направления «Туризм» и «Гостиничное дело», прослушавших учебный курс «Экскурсоведение», в рамках «Недели туризма» был проведен конкурс авторских экскурсий. Экспертное жюри из преподавателей кафедры туризма выделило лучшие методические разработки экскурсий. Это работы студентов 3 и 4 курсов: Дарьи Ивановой «Обзорная экскурсия по городу Ангарску», Марии Журавлевой «Архитектурное наследие столицы Восточной Сибири», Дарьи Ермолиной «Сибирская Атлантида Валентина Распутина». Большой интерес вызвали также работы Анастасии Малеевой «Уникальная Кругобайкалка», Виктории Шестаковой «Храмы Усольского района», Виолетты Павловой «Скальники Олхинского плоскогорья», Натальи Канцедал «Обзорная экскурсия по г. Мирный». Особо отмечены природоведческие экскурсионные маршруты с научной и палеогеографической составляющей (работы Полины Сотниковой, Анны Выдриной, Марины Винниченко и Кристины Вольф). Задачи таких экскурсий: ознакомить экскурсантов и туристов с научными положениями глобальной тектоники литосферных плит; изучить палеогеографические построения и реконструкции в новейших представлениях о формировании древнего Сибирского континента (Ангариды), истории образования Байкальской рифтовой зоны как части мировой системы рифтов; получить представление о неотектонике, проявлении ее в современном рельефе. Рассмотрены основные научные понятия, которые можно использовать в экскурсионном рассказе на Байкальской природной территории и на территории предполагаемого Байкальского геопарка ЮНЕСКО: информация о геологической истории Земли, процессах формирования ландшафтов, пород и месторождений, ископаемых останках доисторических животных и археологических объектах, истории заселения региона. Преподаватель по экскурсоведению доцент кафедры туризма Л.Ф. Матвеева отметила: «Современный туристский рынок предъявляет новые требования к организации экскурсионной деятельности, поскольку создание, продвижение и реализация экскурсионного продукта является его неотъемлемой частью. Совершенно очевидно, что классические традиционные, а также новые авторские и инновационные экскурсии могут стать важным фактором развития внутреннего туризма. Туроператоры, занимающиеся экскурсионной деятельностью, должны иметь свой оригинальный бренд, учитывать новые тенденции потребительского спроса, практиковать дифференцированный подход к обслуживанию разных социальных групп. Развитие внутреннего туризма в Байкальском регионе ведет к появлению новых экскурсионных маршрутов, разнообразию экскурсионных услуг, отвечающих современным требованиям. Подготовка высококвалифицированных специалистов экскурсионного дела является необходимым условием качественного предоставления экскурсионных услуг на туристском рынке. Наши студенты неоднократно показывали высокий уровень профессиональной подготовки на конкурсах регионального и федерального уровня (в городах Иркутске, Екатеринбурге, Омске, Санкт-Петербурге). По результатам НИРС, подготовлены к печати и опубликованы статьи и тезисы в факультетском сборнике, материалах конференций в Чите, Томске, Москве». Марина Винниченко и Кристина Вольф, студентки 3 курса, поделились впечатлениями от конкурса: «Многие туристы, отдыхающие на озере Байкал, знают о нем только всемирно известные географические факты. За кадром их внимания остается очень интересная научная информация. Задача гидов и экскурсоводов во время проведения экскурсий представлять туристам научные факты и краеведческие исследования в доступной популярной форме. Этому нас учат наши преподаватели на аудиторных занятиях и во время выездных учебных экскурсий». В конкурсе научно-исследовательских работ «Туристско-рекреационные ресурсы территорий и их оценка» (по результатам летней практики студентов 2 курса направления подготовки «Туризм») рассматривались работы по Ольхонскому, Слюдянскому и Иркутскому муниципальным районам. Лучшие работы, оформленные в виде статей, тезисов и докладов, будут представлены на Межрегиональной молодежной научно-практической конференции в рамках празднования 100-летия ИГУ «Развитие туризма и рекреации в Байкальском регионе». Конкурс рефератов «Современные инновационные технологии в музейном и экскурсионном деле» прошел среди студентов 3 курса направления подготовки «Туризм». В качестве примеров представлены технологии из передовых музеев стран Европы, Америки, Азии. В России уже есть успешный опыт внедрения инновационных и цифровых технологий. В современных музейных пространствах используются технологии виртуальной и дополненной реальности, голографические витрины и «зоны погружения», мультимедийные инсталляции и проекторы. Очки дополненной реальности Epson Moverio BT-200 считывают специальные маркеры и коды рядом с экспонатом и воспроизводят его виртуальную проекцию. Интерактивные выставки, поражающие нестандартностью инженерной и технологической мысли, навигации по залам, виртуальные туры — всё это и многое другое превращает усваивание информации в занимательную игру и для взрослых, и для детей. Функцию привычных справочных теперь выполняют сенсорные киоски, информационные терминалы, плазменные панели и электронные стенды. Теперь, когда интернет уже давно стал успешным каналом привлечения посетителей, музеи борются за их внимание, заводя сайты, аккаунты в социальных сетях, разрабатывая приложения для мобильных телефонов. Приложения обычно носят информационный характер. Также разрабатываются и игровые формы — задания, квесты. Смартфоны широко используются для общения с посетителем: QR-коды, технология iBeacon и NFC. Многие музеи мира успешно используют аудиогиды. Марина Винниченко рассказала об этом опыте на примере Музея археологии в г. Познань (Польша). Здесь для удобства посетителей используют аудиогиды, которые доступны на польском и английском языках. Более 500 записей находится в распоряжении каждого экскурсанта. Для того, чтобы у посетителей не возникло сложностей с работой аудиогида, каждой экспозиции дан свой номер, который соответствует маленькому экскурсионному рассказу в личных аудиогидах. Современные инновационные технологии в некоторых музеях Иркутска и Иркутской области в основном представлены использованием QR-кодов и небольшим набором мультимедиа-технологий. Лучшими из выполненных рефератов признаны работы Марины Винниченко и Дарьи Лобановой. Заслуживают хорошей оценки работы Альбины Крамаренко, Марии Холомянской, Анастасии Ефимовой и Кристины Берданосовой. 28 сентября под руководством старшего преподавателя Л.С. Клетновой прошел круглый стол по теме «Устойчивое развитие туризма и экотуризма на территории Байкальского региона» («Sustainable and ecological tourism developmentin Baikal area»). Дискуссия проходила на английском языке. Цель мероприятия: развитие и совершенствование коммуникативных компетенций обучающихся с использованием активных организационных форм, методических средств, а также актуального профессионально ориентированного контента. Задачи дискуссии: повысить языковой и познавательный уровень, способствовать формированию навыков дискуссионной коммуникации, развить умения высказывать и отстаивать собственное мнение. В работе круглого стола приняли участие студенты 2 курса направления подготовки «Туризм». Доклады студентов были основаны на исследованиях по следующим направлениям: специфика организация экологических туров на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) Байкальского региона (Where to Meet Sables and Seals: Tours to the Nature Reserves of Baikal; Ushkany Islands); сеть экологических троп на побережье озера Байкал (Main Ecological trails of Lake Baikal); принципы и правила поведения на ООПТ (5 Things Every Ecotourist Should Do at Lake Baikal, How to Act on an Ecological Trail); виды экологического туризма, развиваемые на ООПТ Байкальского региона (Ornithological Tourism — Where to Watch Birds at Lake Baikal). Свои исследования студенты проводили, основываясь на англоязычном материале профессионально ориентированных онлайн ресурсов. Тщательная подготовка обеспечила высокий уровень докладов и информативность презентаций, поддерживающих интерес к дискуссии. В рамках Недели науки состоится еще одно интересное мероприятие под руководством старшего преподавателя Л.А. Волковой — Круглый стол «Особенности межкультурной коммуникации в рамках международной стажировки на зарубежных предприятиях сферы туризма и гостеприимства». Несколько лет подряд студенты факультета выезжают с целью учебной стажировки и образовательного туризма в Польшу, Германию, Францию, Испанию и Китай. Дарья Ермолина, студентка 4 курса, отметила: «Только что закончилась наша учебная стажировка в Испании. Мы понимаем, что успех дальнейшего развития российского туризма зависит от того, будут ли работать в отрасли конкурентоспособные, востребованные, профессионально мобильные, высококвалифицированные специалисты, подготовленные на уровне международных стандартов. Об этом и хочется подискутировать на заседании «круглого стола». Приглашаем к участию в Круглом столе студентов старших курсов и всех заинтересованных. Мероприятие пройдёт 4 октября в 11−50 в 138 аудитории.