664033 г. Иркутск,
ул. Лермонтова 126,
6-й корпус ИГУ
Призерами всероссийского экологического диктанта стали студенты нашего факультета Марк Кокорин, Алиса Ильина, Полина Балакирева, Юлия Алкина, Даниил Синьков, Екатерина Зверева, Ксения Киселева и Анастасия Дмитрикова. Все они получили дипломы II степени. Преподаватели кафедры туризма доценты Любовь Федоровна Матвеева и Наталья Сергеевна Панкеева отмечают, что ребята достойно показали степень владения знаниями по экологии биосферы, окружающей среды, антропогенному воздействию на современные экосистемы, проявили свои творческие способности и эрудицию. Всероссийский экологический диктант был задуман, чтобы способствовать формированию экологической культуры и распространению экологических знаний среди населения. В этом году он проходил в разных форматах (очном, онлайн и смешанном). Для участия нужно было зарегистрироваться на официальном сайте
https://Экодиктант.рус.
На выполнение заданий отводилось всего 45 минут. Студентка 2 курса направления подготовки «Туризм» Алиса Ильина поделилась своими впечатлениями: — Вопросы экодиктанта оказались очень интересными и познавательными, было предложено 4 варианта различной степени сложности в зависимости от возраста и уровня подготовки участников (для подростковой группы 12−17 лет, молодежи от 18 до 35 лет, студентов и выпускников учебных заведений эколого-биологической направленности, специалистов, экспертов в этой сфере, а также государственных и муниципальных служащих). Нам нетрудно было ответить на вопросы: Что такое «Мониторинг атмосферного воздуха»? Упаковка из какого материала за счет легкого веса сохраняет больше топлива при транспортировке товаров (понятно, что это картонная упаковка при выборе из стекла, пластика или алюминия). Каковы основные причины выпадения кислотных дождей? Какие лампы являются наиболее энергоэффективными, выбирая из галогеновых, светодиодных, люминесцентных и ламп накаливания? К каким последствиям ведет сплошная вырубка лесов? Какими превентивными мерами (санитарные рубки, встречный пал, закладки пожарных водоемов и др.) может быть снижена вероятность лесных пожаров? Какая из представленных отраслей промышленности вносит основной вклад в загрязнение атмосферы? Какие организмы (моллюски, бактерии, водоросли) не способны очищать воду от нефтепродуктов? К какой группе организмов (коацерваты, эндемики, рудеральные виды, интродуценты) относятся байкальский омуль и байкальская нерпа, которые обитают в Байкале, очень уязвимы и нуждаются в охране? Наличие каких гидробионтов может свидетельствовать о чистоте воды в водоеме? Мы также легко ответили на вопрос о промежуточных стадиях смены растительных сообществ, которые свидетельствуют о высоком уровне антропогенного воздействия на окружающую среду.
Полина Балакирева, студентка 2 курса направления подготовки «Туризм», добавила: — Гораздо сложнее были вопросы, касающиеся наиболее экологичных принципов хозяйствования, правил охраны лесных и водных ресурсов. Например, в какой последовательности федеральным законом установлены приоритетные направления государственной политики в области обращения отходов (это максимальное использование исходных сырья и материалов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка отходов или утилизация отходов)? Какие виды растений являются индикаторами зарастающих пожарищ? Мы узнали также некоторую новую информацию например, о том, что в Южном Дагестане есть Самурский лес — единственный субтропический лес в России; или что за последний год Россия вышла на первое место в мире по площади лесов с сертификатом FSC, что это означает: легальность лесозаготовительных работ, сохранение особо ценных лесов, защита биоразнообразия или оснащенность современными техническими средствами противопожарной сигнализации и автоматического пожаротушения?). Предлагалось даже выбрать наиболее экологически и эпидемиологически безопасный способ обращения с отходами использованных в быту медицинских масок.
Не совсем удачным для многих был вопрос о новых дорожных знаках, введенных с 1 июля 2018 года в Правилах дорожного движения. Необходимо было определить, какое отношение знаки имеют к экологическому благополучию жителей территории. Предлагались 4 варианта ответов, один из которых правильный (какие знаки ограничивают скорость, шум автомобилей, уровень вредных выбросов или ограничивают количество въезжающих автомобилей).
Екатерина Зверева рассказала, что «на портале Экодиктант. рус были размещены некоторые познавательные видеоуроки, по которым можно было обновить свои знания об охране окружающей среды перед Экодиктантом. Свыше 50 видеоуроков рассказывают об охране водных ресурсов и атмосферы, о лесных ресурсах, об особо охраняемых территориях, об охране растений и животных, об озере Байкал, об обращении с отходами, об экологическом надзоре и различных природоохранных практиках. Мы знаем, что предстоящий год в нашем регионе объявлен Годом Байкала, поэтому мы предлагаем всем студентам нашего факультета зайти на сайт
https://экодиктант.рус/lessons
и посмотреть видеоуроки об озере Байкал: 1) Озеро Байкал — объект всемирного наследия Юнеско; 2) Будущее Байкала; 3) Путь нерпы на Байкале. Эти замечательные ролики будут полезны не только в плане изучения экологии, природоведения, биологии и экологического туризма, а также новых технологий создания образовательных ресурсов.»
На прошедшей 7 декабря пресс-конференции по итогам Экодиктанта-2020 Федеральный организационный комитет поблагодарил участников за внимание к конкурсу, объявил дату следующего Всероссийского экологического диктанта — 14−18 ноября 2021 года, рассказал о планах расширения проекта до международного (в 2021 году планируется по заявкам включить в проведение конкурса еще 12 государств). Экодиктант-2020 и подготовка к нему стали всенародными: в подготовке вопросов, слоганов и учебных видеороликов участвовала вся страна. В целом организаторы довольны не столько уровнем экологической грамотности (она пока недостаточна), сколько ростом числа участников и их желанием эту грамотность повышать. По данным портала Экодиктант.рус. в этом году в мероприятии зарегистрировалось рекордное за его 5-летнюю историю число участников — свыше 2,8 миллиона россиян и соотечественников из-за рубежа. Экодиктант писали школьники и студенты, взрослые разных возрастов и профессий, представители федеральных министерств и ведомств, сотрудники российских корпораций и бизнеса, и даже космонавты. Самыми активными оказались учащиеся средних школ (64% участников). Написали диктант на пятерку и набрали 25 баллов всего 1,4% от участников, а те, кто набрал меньше 15 баллов и получил сертификат участника, составили более 70%. Организаторы отметили, что портал Экодиктант. рус станет постоянно действующим экопросветительским ресурсом, а Экодиктант будет проходить ежегодно:
— Еще в 19 веке экология как наука стала предметом исследования. Давайте продолжим объединять эти многовековые и многоуровневые знания об окружающей среде и объяснять их понятными для всех и каждого словами в формате Экодиктанта.
Мы поздравляем наших студентов — призеров Всероссийского экологического диктанта 2020 года и надеемся, что участников Экодиктанта в 2021 году станет еще больше! Ведь для многих из нас, кто уже сейчас может рассказать, как правильно раздельно сортировать мусор, что означают знаки на бытовой технике, какие водные беспозвоночные являются прекрасными индикаторами чистоты воды, важно знать еще и законодательные основы природоохранной деятельности, какие задачи ставит и как решает их государство на современном этапе, и какой вклад может внести каждый из нас в охрану окружающей среды. Справка: II Всероссийский экологический диктант прошел 15−16 ноября 2020 года и был приурочен ко всемирному дню вторичной переработки отходов (рециклинга). Экодиктант — это ежегодный проект, направленный на формирование экологической культуры, популяризацию экологических знаний среди различных слоев населения, повышение уровня экологической грамотности в качестве меры по предупреждению экологических правонарушений и основной составляющей экологической безопасности. В нем могут принять участие жители России и лица, проживающие за рубежом, владеющие русским языком и достигшие 12 лет. По материалам кафедры туризма