664033 г. Иркутск,
ул. Лермонтова 126,
6-й корпус ИГУ
Студенты 1 и 2 курса направления подготовки «Туризм» совместно со студентами географического факультета посетили уникальный образовательный объект – Большой Иркутский планетарий, находящийся в школе № 19. На сегодня это самый большой стационарный школьный планетарий в России. Диаметр его купола – 11 метров, помещение рассчитано на 80 посадочных мест. В программе просмотра был учебный научно-популярный фильм «Мир звезд». Его автор - Сергей Арктурович Язев, астроном, профессор, директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, - рассказал об истории создания фильма. Возможно, кому-то из зрителей он мог показаться сложным из-за включения некоторых математических формул, но наглядная графика и приятное аудиосопровождение сделали его увлекательным и понятным. Также студенты смогли попрактиковаться и поискать звезды и их созвездия с помощью проекционного оборудования, разрешение и контраст которого дают одно из лучших полнокупольных изображений в стране. В конце учебного выездного занятия гостям планетария показали фильм «Буран». Это была удивительная история о проекте, опередившем свое время. Созданная в Санкт-Петербургском «Планетарии №1» полнокупольная программа вернула всех зрителей в эпоху великих советских достижений и рассказала, как развивалась мысль инженеров, создавших инновационную по тем временам технику. Своими впечатлениями с нами поделились студентки 1 курса. Маргарита Сураева рассказала: - Прошедшее мероприятие было невероятно интересным. Создатели фильма «Мир звезд» понятно и доступно рассказали о многих астрономических явлениях. Далее нам показали звездное небо в различных проекциях и объяснили, как найти то или иное созвездие. В завершение встречи был продемонстрирован фильм «Буран», в котором рассказывалось об истории покорения космоса и самом масштабном проекте — многоразовых космических кораблях. Я считаю, что нам в будущем пригодится эта информация. В байкальском туристском регионе построено несколько обсерваторий, в том числе для наблюдения за Солнцем. На озере Байкал в Листвянке имеется обсерватория, а ночное небо здесь отлично подходит для наблюдения за звездами, где в августе можно увидеть еще и метеорный поток Персеиды. Я считаю, что все это делает наш регион перспективным для развития астрономического туризма.Мария Зырянова добавила: - Без всяких сомнений можно сказать, что эта экскурсия в Большой Иркутский Планетарий оказалась очень полезной для всех присутствующих. Мы посмотрели потрясающий фильм «Мир звёзд» на большом куполе планетария. Мне очень понравилось, как фильм был сделан - невероятно красивые кадры вместе с довольно большим количеством информации, изложенной просто и понятно, и делающей этот просмотр не развлекательным, а учебным. Также меня потрясла возможность посмотреть на звёздное небо из разных точек земли буквально в любое время. Я думаю, что каждый человек должен побывать в планетарии, поскольку то, что мы там можем увидеть и узнать, и то, насколько доступна эта информация - достояние человечества.Юлия Алкина рассказала: - Планетарий - это необычайное место, в котором мы можем буквально прикоснуться руками к нашему небу над головой, нашим звёздам и планетам. Находясь здесь, ты ощущаешь какую-то таинственность, неизведанность, загадочность всего происходящего. Планетарий 19-й школы дал возможность не только увидеть разные планеты, необычайно красивые созвездия и нашу вселенную, но и также понять, какое же расстояние между Землей и звездами, почему некоторые звёзды ярче, почему на земле сменяются времена года.
Кадры фильмы дали сравнения различных планет и звёзд, и оказалось, что на самом деле, Солнце - совсем небольшая звезда, есть гораздо больше и мощнее, что очень удивляет. Я считаю, что астрономический экскурсионный туризм должен развиваться: это всегда что-то новое, человечество не сможет разгадать все тайны космоса, ведь он так велик. Именно поэтому данная отрасль туризма является очень привлекательной и интересной, она подходит как для младшего поколения, включая фильмы с изображениями звёзд и планет и основными знаниями о Вселенной, так и для старшего и среднего поколений, включая более сложные теоретические знания».
Доцент кафедры туризма Любовь Федоровна Матвеева рассказала о цели и задачах этого образовательного проекта по астрономии: - Многие туристские походы заканчиваются у вечернего костра экскурсией под звездным небом… Где-то во Вселенной, состоящей из миллиардов звезд и шаровых скоплений межзвездной пыли и газа, имеющих невероятные с точки зрения наших земных представлений размеры, мерцает самая рядовая звезда – Солнце, вокруг которой в одном и том же направлении вращаются 9 планет и третья по счету от Солнца – планета Земля, наш дом, с крохотным в масштабах Вселенной радиусом всего 6371 км. Эта «заурядная (особенно на фоне Сириуса) звезда», в недрах которой уже более 5 млрд. лет бушуют термоядерные реакции, порождающие колоссальную энергию, создает условия для жизни на Земле.
Учебная студенческая экскурсия в планетарий должна была решить несколько задач. Во-первых, познакомить с понятием и потенциалом астрономического туризма в Байкальском регионе, где объектами экскурсий могут быть 3 планетария и 3 обсерватории; во-вторых, познакомить с некоторыми понятиями астрофизики и звёздной астрономии; в-третьих, дать представления об астрометрии (это представления о виде звёздного неба и созвездиях). Фильм «Мир звезд» Сергея Арктуровича Язева, который был создан в Культурно-просветительском центре имени В.В.Терешковой, усилиями съемочной группы получился уникальным, потрясающе интересным, доступным, доказательным. Он заставляет погрузиться в неведомое и гордиться разумом Человека, объявшим все необъятное. Ведь Солнце и все другие звезды на небе входят в огромную звездную систему – нашу Галактику (таких галактик насчитывается несколько сотен миллиардов). Самая близкая к Солнечной системе звезда находится так далеко, что свет (со скоростью 300000 км/с) идет от нее до Земли более 4-х лет. С территории нашей страны можно увидеть в звездном небе всего одну из множества галактик Вселенной – туманность Андромеды.
В начале фильма зрителям были представлены некоторые понятия из «Небесной механики» (представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье, космологические мифы, гелиоцентрическая система мира, доказательства вращения Земли вокруг Солнца). Просмотр кадров фильма позволил узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной; об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, природе белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр; как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Я, как и многие из ребят, впервые столкнулась со множеством понятий, такими как «параллакс звёзд», «парсек» и др. Постепенно от простого к сложному, с использованием физико-математических выкладок, рассказывалось о структуре и масштабах Вселенной, о величине звезд (в сравнении с Солнцем были показаны сверхгиганты, красные гиганты, белые карлики, красные карлики), их химическому составу, блеске и яркости, классификации звезд по спектру излучения). Приводились основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура; процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные причины проявления солнечной активности, их периодичность и влияние на Землю.
После просмотра фильма сотрудники планетария провели небольшую практическую работу по закреплению знаний (определение созвездий на звездном небе над Иркутском и Байкалом, изменение вида звездного неба в течение суток и года, способы определения географической широты, видимое движение планет). В заключение зрители планетария увидели еще один замечательный фильм о развитии ракетной техники, которая позволила человечеству выйти в космическое пространство.
Хочется отметить, что Байкальский регион имеет уникальные ресурсы астрономического туризма, интерес к изучению космического пространства может быть у многих целевых групп (не зря был введен в школьную программу новый предмет «Астрономия»), поэтому открывается множество возможностей для развития экскурсионного астротуризма, создания новых проектов по данному направлению и привлечения большего количества гостей в наш регион.
Студенты 2 курса также поделились своими впечатлениями. Игорь Бережной рассказал: - М
ы узнали, как определяют основные характеристики звёзд, их внутреннее строение и источники энергии. Очень интересно было рассказано в фильме о необычности свойств звёзд - белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Звезды рождаются, живут и умирают. Современная астрофизика позволяет говорить о взрывах новых и сверхновых звёзд и как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы. Оказывается, каждый из нас — немножко звезда. Известно, что количество атомов в человеческом теле огромно, половина из них — атомы водорода, а все остальные (от лития до урана) возникли внутри звёзд, и были выброшены во Вселенную, после чего, через миллиарды лет, присутствуют и на нашей планете (все помнят таблицу Менделеева?!) и в нас. То есть, эволюция звёзд и возникновение новых химических элементов в «ядерных топках» звёзд были началом возникновения нашей планеты и жизни на ней.
Катя Приведа дополнила:
- Мне было интересно узнать, как устроен Млечный Путь, и как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд вокруг сверхмассивной чёрной дыры. Мы узнали о проявлениях активности галактик и квазаров, о строении и эволюции Вселенной, о ее конечности и бесконечности. Хотелось бы еще увидеть познавательные фильмы в планетарии об открытии экзопланет. Это планеты около других звёзд и они интересны с точки зрения поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Катя Изварина и Лиза Сапожникова добавили: - Оказывается, видимая в ночном небе мерцающая арка из ста миллиардов звезд – это галактика Млечный путь, в которой находится Солнечная система, а в ней наша Земля, на которой мы живем. Очень трудно осознать, насколько по своим размерам Земля ничтожна на фоне Млечного пути, являющейся рядовой галактикой из многих тысяч ей подобных и обладающей огромным диаметром в 100 тысяч световых лет. Когда мы делились с ребятами впечатлениями, все отметили, что хотелось бы научиться проводить простейшие астрономические наблюдения и ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий Северного полушария.
В заключение хочется отметить, что всем студентам очень понравилось это выездное занятие, и мы рекомендуем студентам нашего факультета обязательно посетить планетарий 19-й школы или Планетарно-музейный комплекс «Ноосфера» в 130-м квартале. В последнем можно не только погрузиться в мир космоса, но и узнать о зарождении жизни на Земле. На больших плазменных панелях можно увидеть красочную, специально созданную для Иркутского музея компьютерную анимацию, иллюстрирующую эволюцию нашей планеты.
Подготовила студентка 1 курса направления «Туризм» Алиса Ильина.